Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Восемь принципов инклюзивного образования:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
-
Каждый человек способен чувствовать и думать.
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
-
Все люди нуждаются друг в друге.
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» об инклюзивном образовании ...
В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 — ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 г N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы»
В рамках Федеральной программы «Доступная среда», во исполнение приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 27.06.2014 N 439 «Об организации работы по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов», МБОУ Астаховская СОШ реализует программу «Доступная среда»
В 2015 году был реализован комплекс мероприятий по созданию условий для инклюзивного обучения
детей-инвалидов:
-
установлены пандусы и поручни во входных группах;
-
расширены дверные проемы в школьные санузлы,
-
имеются аппаратно-программные комплексы для детей с нарушением ОВЗ, для слабослышащих детей и детей с нарушением речи, для детей с нарушением ОПА
-
педагогические работники прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях».
Эти и ряд других мероприятий создают оптимальные условия для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию, полноценному участию в общественной жизни.
Программа «Доступная среда» в школе обеспечивает:
-
создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
-
реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества;
-
выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
-
осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
-
даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
-
обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
-
позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе.
Основные задачи программы «Доступная среда»
-
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
- Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
- Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
- Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
-
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
- Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
- Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
-
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
- Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ.
- Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого–педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.